Иностранное кредитование в РФ достигло максимального уровня с момента введения санкций

По итогам первых двух кварталов текущего года задолженность резидентов РФ перед зарубежными организациями достигала $103 млрд, как следует из аналитического отчета международного финансового института BIS. Наибольшая задолженность из указанной суммы приходилась на французские и британские банковские учреждения - свыше $16 и $14 млрд соответственно. Долги перед банками Германии исчислялись вдвое меньшей суммой.

Фото: polit.ru

С 2013 года иностранные организации испытывают скептицизм в отношении российских юридических лиц-заемщиков на фоне угроз возникновения все новых санкционных мер. Некоторое оживление кредитного рынка началось разве что в I кв. текущего года, и уже в следующем квартале объем выданных займов перевалил за $3,5 млрд.

Причину роста объемов трансграничного кредитования связывают с общим улучшением российского бизнес-климата, а также с поправившимся финансовым положением отечественного корпоративного сектора, как полагает Т. Турлов, ген. дир. «Фридом Финанс»: «Множество российских предпринимателей, предпочитавших ранее выводить свободные средства за пределы страны, вновь обращают внимание на инвестиционные проекты в РФ. И дело тут вовсе не ограничивается политическим аспектом: бизнесмены усматривают реальные возможности для заработка, невзирая на существующие санкции. При этом речь ведется обычно о солидных иностранных кредитах, необходимых для финансирования новых привлекательных проектов, в противовес банальному рефинансированию».

Оживление на рынке внешних заимствований имеет также непосредственное отношение к более интересным ставкам по кредитам в долларах США. Как говорит Турлов, если британская межбанковская кредитная ставка не превышает в среднем 1,5%, то российская валютная ставка для физлиц составляет порядка 10%.

Внешние обязательства российских органов госуправления, по информации Центробанка, увеличились в объеме за прошедшее полугодие более чем на 20%, до $8 млрд. Подобная динамика крайне негативно сказывается на рыночных показателях в целом, как утверждает Е. Сусин, возглавляющий стратегический департамент «Газпромбанка»: «При условии возникновения тех или иных финансовых потрясений в краткосрочном периоде, все это приведет к излишней валютной волатильности. Пока что, правда, объемы заимствований не преодолели критическую отметку, к тому же демонстрируемый нашим корпоративным сектором спрос на дополнительные зарубежные финансовые ресурсы сейчас невысок - бизнес располагает достаточным объемом ликвидности».

Наравне с корпоративными заемщиками аппетиты к дополнительному финансовому притоку снижают также банкиры. Внешняя задолженность российских финорганизаций, по информации Центробанка, сократилась за последние пару лет до $113 млрд с прежних $149 млрд, причем тенденцию стремятся сохранить. Принимая во внимание вступающий в силу в конце ноября месяца очередной пакет санкционных мер со стороны официального Вашингтона, европейский банковский сектор может ужесточить нормативные требования к российским заемщикам, как отмечается Я. Лисоволиком, гл. экономистом ЕАБР: «Еще нет полной ясности, каким именно образом будут внедрены новые санкционные меры, и скажутся ли они на востребованности российских корпоративных активов, однако в целом это момент представляется настоящим рисковым фактором».

Согласно данным российского финансового ведомства, объем госдолга к началу IV кв. 2017 года превысил 11 трлн рублей, будучи, однако, на порядок меньше американского госдолга. Представителями Минфина ожидается, что в следующие 3 года условия трансграничного кредитования для развивающихся государств ужесточатся. По мнению главы ведомства А. Силуанова, Россией к 2020 году все же будет привлекаться около $3 млрд внешних средств ежегодно.

Читайте также

© 2012 - 2017 Агентство корпоративных новостей